Методические разработки

Сайт учителя истории и обществознания  Гимназии № 25 города Костромы

КРУТИКОВОЙ ЮЛИИ БОРИСОВНЫ

 

Методические разработки и статьи

 

 
 Государство и экономика (презентация Power Point) 

 На страже закона (презентация Power Point)

  

«Из опыта преподавания

граждановедческих дисциплин и права»

Учитель истории и обществознания 

гимназии №25 г. Костромы Крутикова Ю. Б.

За последние годы в России произошли значительные изменения в оценки роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе. Право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого. На данный момент общество заинтересовано в компетентной и ответственной личности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки. Поэтому мы сегодня все чаще говорим о роли и месте права в системе общего образования.

Правовое образование и воспитание - достаточно молодое направление педагогической работы, и поэтому мы хотели бы поделиться своим опытом с Вами сегодня.

Начало преподавания права в нашей школе относятся к 1992 г.: Цель курса права - максимально способствовать правовой культуре учащихся через усвоение ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, об основных отраслях права, и прежде всего о тех нормах права, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Таким образом, работа учителя направлена на формирование правового поведения и превращения его в привычку (она играет и профилактическую функцию, так как предупреждает от нарушения законодательных и нравственных норм).

Так же преподавание этого курса дает возможность профессионального самоопределения, так как он включает в себя профориентационный блок -информацию о том, что представляет собой профессия адвоката, следователя, милиционера и т.д.

Под результатом правового образования сегодня предлагается правовая компетентность. Под ней понимают способность человека эффективно решать возникшие в жизни проблемы правовыми способами.

С этой целью в 1992 году был выделен 1 час с 5 по 11 классы на преподавание пропедевтического курса «Ведение в право», который является школьным компонентом и выделен из вариативной части (34 часа). Создана авторская программа.

С 2002 - 2003 учебные года был введен обязательный курс по ОБЖ с 5 по 9 классы, который не предусмотрен в базисном плане, поэтому в отдельных классах программа по предмету «Введение в право» сочетается с программой курса по ОБЖ, то ввели данные курса в интегрированном виде. Была разработана авторская программа с учетом фактора взрослых учащихся, с учетом роста их социального опыта.

Практически данный курс был лекционным, так как учеников подобрать для преподавания в соответствии с данной программой не удалось. Ребятам рекомендовались для приобретения учебники по ОБЖ, а так же учебные пособия Никитина по праву и Соколова «Граждановедение». Для углубленного изучения права в сетке основного расписания выделяется 1 час в неделю и 2

часа внеурочной деятельности. Так же в данных классах в «чистом» виде проходят уроки «Введение в право и ОБЖ, так как изыскана возможность выделить 1 час из вариативной части на курс ОБЖ и 1 час на курс «Введение в право» с целью повышения качества правового воспитания учащихся в данных классах.

Данный правовой курс вводится с 7 класса. Главное в курсе для семиклассников - правовая пропедевтика, а не подробное изложение норм права. Под основу берется программа курса «Основы правовых знаний», предложенная российским фондом правовых реформ. Курс построен с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний.

1)  Как устроено наше государство и какова роль человека в этом сложном механизме?

2) Какие права имеют дети?

3) Как поступить когда нарушаются твои права?

В данном курсе особое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и путям их нейтрализации. Данный курс рассчитан на 34 часа. В работе используется учебник для 7 класса «Основы правовых знаний». В учебнике доступно изложены такие важные понятия, как права человека и правовое государство и т.д. Параграфы учебника проиллюстрированы, сопровождены дополнительными вопросами, заданиями, материалом для обсуждения, полезными историческими сведениями. Методический аппарат книги ориентирует учащихся на работу с вопросами и ситуациями, вполне возможными в их повседневной жизни.

 

В помощь учителю подготовлено тематическое планирование и поурочная методика (автор Суворова).

Приемлемая и эффективная форма работы - это проблемное изложение учебного материала. Изучая данный предмет, открывается обширное пространство для обсуждения различных тем, таких как разница между моралью и правом, эффективность закона.

1)  Чередование фронтальных бесед с групповой работой на уроках

2)  Комбинирования уроков

3)  Уроки-лекции

4)  Сообщения

5) Работа с историческими текстами или художественной литературой.

Например:

Тема № 4 «Права детей» (4 часа) + тема № 5 «Ловушки для подростков».   Помимо   нормативно  -  правовых   актов   по   данным   темам прекрасно можно использовать произведения А. Толстого «Золотой ключик» или басни Крылова.

6)  Игровые технологии

Программа для учащихся 8-9 классов «Основы правовых знаний». Цель курса - помочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношениях, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права. Это относительно полный правовой курс, в нем содержится информация обо всех основных отраслях права. Курс рассчитан на 34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе. В работе используются учебники «Основы правовых знаний» для 8-9 классов авторы Володина, Полиектова, состоит из 2 частей. Методический аппарат занимает не менее одной трети от общего объема -различные по уровню сложности вопросы и задания, логические схемы, словарь к каждому уроку. Методика изучения данного курса может быть весьма разнообразной. Это ранее указания:

-    комбинированные уроки, уроки - лекции;

-    организация практической работы с документами;

-    самостоятельная работа учащихся с нормативными актами;

-    написание рефератов;

-    разбор ситуативных задач;

-    составление документов;

-    творческие задания.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются активные способы обучения:

А) Создание проблемных ситуаций, ролевые задания.

Например: мы получаем письмо от недовольного потребителя.

Задание: разрешить конкретную ситуацию, связанную с нарушением прав потребителя, используя все законные способы поведения.

Б) Разработка проектов.

В) Игровые технологии (сюжетно - ролевые игры, интеллектуальные, интеллектуально - творческие, деловые игры). Данная форма работы прекрасно помогает как на уроке, так и на внеурочной деятельности. Игра обладает большей эффективностью по сравнению с традиционным уроком, так как позволяет «проиграть учеником социальные роли»

Хотелось бы перечислить функции, которые выполняет в образовательном процессе игра: развлекательная, коммуникативная, диагностическая, социализация и коррекции.

Развлекательная функция игры позволяет решить проблему, которая связана с высокой степенью сложности и абстрактности юридической терминологии и формулировок.

Игра позволяет сделать их доступнее для учащихся: конкретизирует их близкими и понятными для детей примерами из окружающей жизни.

Игра провоцирует стремление к успеху и способна снизить уровень пассивности учеников.

Игра позволяет задействовать всех ее участников в процессе распознания ошибки и ее корректировки.

Игровые технологии позволяют школьникам быстро осваивать дидактику общения и приобретать навыки коллективной деятельности.

Таким образом, главная задача игровых технологий - это формирование навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности.

Отработанные игровые роли (роль избирателя, потребителя, задержанного) способствуют снижению психологического напряжения в аналогичных жизненных обстоятельствах.

Для  контроля  знаний  учащихся  можно  использовать  тесты,   кроссворды, проблемные задания и исторические задачи, устные и письменные ответы, сочинения - размышления, соревнования между командами. Для эффективного преподавания права необходимо, чтобы у преподавателей и учащихся были:

1.  Учебники

2.  Тексты законов РФ с комментариями.

3.  Юридические словари и энциклопедии.

4.  Практикумы по различным отраслям права.

5.  Правовые хрестоматии.

С 7 по 9 классы все ученики классов обеспечены учебниками Володиной

«Основы правовых знаний».

Библиотечные фонды гимназии регулярно пополняются текстами законов РФ, юридическими      словарями,      учебные      пособия      Соколов,      Никитин «Граждановедение».

Правда, данная категория литературы имеет свою специфику:

Во-первых, нестабильность российского законодательства приводит к тому, что учебники в течение 1 или 2 лет теряют свою актуальность (тема: Трудовое право, уголовное право). А учитель должен постоянно отслеживать изменения, происходящие в законодательстве и искать новейшую информацию.

Во-вторых, недоступность нормативно-правового материала для большинства учащихся.

 

  

«Методика использования материалов школьного музея в учебной и внеклассной работе»

Учитель истории и обществознания 

гимназии №25 г. Костромы Крутикова Ю. Б.

В результате практической деятельности школьного музея было выработано большое число методических приемов, видов и форм учебной работы с мате­риалами музеев. Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея, педагогически продуманное сочетание различных приемов и форм работы обеспечивают высокий учебно-воспитательный эффект всей деятельности школьного музея.

Материалы из школьного музея систематически привлекаются на уроках истории, обществознания и права, литературы.

Учащиеся знакомятся с экспонатами школьного музея газетами первых месяцев войны, с фронтовыми фотографиями, письмами, снимками, сделанными на предприятиях района в дни войны,  номерами  газеты «Северная правда» рассказывающими о подвиге земляков на фронте и в тылу. В каждом экспонате — дыхание тех героических и трудных дней.

Во время проведения уроков, используются различные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление учащихся с отдель­ными экспонатами, комментирование документов и тек­стов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, про­слушивание ученических сообщений, повторное обращение к ранее изученным материалам.

              Занятия, проходившие в музее в особой, музейной об­становке, позволяют учащимся глубже познакомиться со специально подобранными в определенной системе, логике    экспонатами — документами героического прошлого страны, родного края. Здесь, в музее, ученики слышат слово учителя, которое сочетается с показом документов, самых различных по своему характеру и содержанию первоисточников знаний о прошлом своего народа. В этих условиях само восприятие учебного материала становится более активным: из слушателей школьники превращаются в «исследователей» исторических документов, представленных в школьном музее.

Все это давало возможность поддерживать постоянный интерес учащихся к изучаемой теме, обеспечивать высокий эмоциональный накал урока, «погружать» учащихся в атмосферу событий прошлого, формировать их личную позицию  по  отношению  к изучаемым событиям, учебному материалу.

              Широкое распространение получили и уроки, проводимые в классе или учебном кабинете, с привлечением му­зейных  предметов  и  копий.  Такие занятия,  естественно, имеют по сравнению с уроком в музее несколько иной ха­рактер. Здесь в известной мере меняется «фон» урока, но в целом сохраняется обычная классная обстановка. Урок в классе с привлечением музейных средств открывает но­вые пути для использования потенциала учебных занятий,  поскольку такой урок позволяет сочетать рассказ учителя    и осмотр экспонатов с работой учащихся над учебником,   справочником, книгой вообще, картой, с чтением периодических изданий. На уроке в классе имеется также больше возможностей  для   выполнения  письменных   познавательных заданий.   

В практике гимназии положительно зарекомендовала себя и другая форма учебных занятий, когда только часть урока проводится в музее. В ходе занятия учащиеся переходят из учебного кабинета в музей, чтобы обратиться к тем или иным экспонатам.

Уроки в музее и в учебных кабинетах с использованием  музейных средств могут проводиться и в виде лекций учителя (экскурсия-лекция в музее, лекция в классе с привлечением музейных предметов). Получают распростране­ние и занятия семинарского типа, когда заслушиваются и обсуждаются доклады, сообщения и рефераты старшеклассников, подготовленные по материалам школьного музея. Эта форма уроков позволяет сочетать выступления уча­щихся с элементами диспута, живого спора, с коммента­риями и заключениями преподавателя.

Материалы школьного музея привлекаются учителями истории, обществоведения и других предметов, при подготовке ученических конференций старшеклассни­ков. Учащиеся, работая над своими докладами и сообще­ниями, обращаются к материалам музея, в том числе и к не включенным в экспозицию, демонстрируют отдельные музейные предметы и документы во время своих выступ­лений. Участники конференций заслушивают и обсуждают рефераты своих товарищей.

Музейные средства привлекаются при подготовке и проведении тематических вечеров. В их программу вклю­чаются: исторические и литературно-музыкальные компо­зиции, посещение школьного музея, осмотр специально под­готовленной музейной выставки.

            Таким образом, урочная и внеклассная, внеучебная деятельность   школьного музея — единое целое и вместе с тем часть, компонент системы воспитания учащихся,  и в целом всей учебно-воспитательной работы школы. Весьма широк спектр методиче­ских приемов и форм деятельности музея. Разнообразны источники, к которым обращаются учащиеся в процессе этой работы, материалы основ­ного и вспомогательного фондов школьного музея, учеб­ная, научно-популярная, справочная, мемуарная и худо­жественная литература. Музей открывает перед учителем новые возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию школьников с учетом их подготовки, возраста, интересов.

 
  

«Роль школьного музея в образовательном процессе»

Учитель истории и обществознания

гимназии №25 города Костромы

Крутикова Ю. Б.

Слово «музей» происходит от греческого museion и  латинского museum — храм муз, место, посвященное на­укам и искусствам. Музей — учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом пред­метов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историче­скую, научную или художественную ценность.

Своеобразным музейным учреждением является и школьный музей, поскольку он ведет в меру своих воз­можностей поисково-собирательскую работу, экспониро­вание и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Анатолий Васильевич Луначарский назвал музеи «па­мятной книгой человечества». Язык музея — язык документа, подлинника, первоисточника ис­торической информации  (в известной степени этим качеством обладают и помещенные в музее копии). Документальные материалы ярко, доказательно и убедительно рассказывают о событиях прошлого, помогают воссоздать, «реконструировать» их, воскресить дела и поступки людей, дать им правильную оценку, позволяют вырабатывать научные взгляды и убеждения, формировать политическую и нравственную культуру. Документы, материалы экспозиции создают своеобразную модель событий прошлого.

 Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В  ней в считанные минуты, за короткое время, отведен­ное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить   путешествие   в   минувшие  десятилетия,   увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен.

Есть у музейной «памятной книги» и другое ценное ка­чество. Одна и та же ее «страница» может быть «про­читана» ребятами разных возрастов — и первоклассниками, и учениками-подростками,    и    выпускниками школы, хотя при этом они получат, естественно,  разную  «дозу» информации   (потом, через  некоторое время, они  смогут снова вернуться к тем же «страницам», узнать много но­вого, более сложного). Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно-воспитательной рабо­ты с учащимися.

Углубленное знакомство  ребят с отечественной  историей, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных  идеалов,  помогает  найти  образец для  подражания, вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются  полезными и  нужными,  какую  бы  профессию в будущем ни избрали школьники.

Школьный музей — широкое поле творчества учащихся и педагогов. Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связаны с краеведением.

Можно выделить три уровня краеведческой работы школьников:

                       1. Получение учащимися готовых знаний о крае, сообщаемых учителем или учебным пособием.

2.     Самостоятельное приобретение знаний, обеспечиваю­щее условия для более активной познавательной деятель­ности учащихся («переоткрытие» известных фактов, явле­ний, закономерностей окружающей жизни — «переоткры­тие известного»). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная ли­тература, публикации в центральной и местной периоди­ческой печати, собственные наблюдения школьников, зна­комство с материалами государственных музеев и т. д.

3.     Изучение школьниками родного края в процессе уг­лубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

Педагогу необходимо четко различать и держать в по­ле зрения все эти уровни школьного краеведения, видеть их единство и связи, пути перехода от элементарных форм к более сложным и совершенным. Это является важным условием правильной постановки поисковой и собиратель­ской работы учащихся, эффективного использования крае­ведения в обучении и воспитании школьников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»