«Из опыта преподавания
граждановедческих дисциплин и права»
Учитель истории и обществознания
гимназии №25 г. Костромы Крутикова Ю. Б.
За последние годы в России произошли значительные изменения в оценки роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе. Право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого. На данный момент общество заинтересовано в компетентной и ответственной личности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки. Поэтому мы сегодня все чаще говорим о роли и месте права в системе общего образования.
Правовое образование и воспитание - достаточно молодое направление педагогической работы, и поэтому мы хотели бы поделиться своим опытом с Вами сегодня.
Начало преподавания права в нашей школе относятся к 1992 г.: Цель курса права - максимально способствовать правовой культуре учащихся через усвоение ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, об основных отраслях права, и прежде всего о тех нормах права, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Таким образом, работа учителя направлена на формирование правового поведения и превращения его в привычку (она играет и профилактическую функцию, так как предупреждает от нарушения законодательных и нравственных норм).
Так же преподавание этого курса дает возможность профессионального самоопределения, так как он включает в себя профориентационный блок -информацию о том, что представляет собой профессия адвоката, следователя, милиционера и т.д.
Под результатом правового образования сегодня предлагается правовая компетентность. Под ней понимают способность человека эффективно решать возникшие в жизни проблемы правовыми способами.
С этой целью в 1992 году был выделен 1 час с 5 по 11 классы на преподавание пропедевтического курса «Ведение в право», который является школьным компонентом и выделен из вариативной части (34 часа). Создана авторская программа.
С 2002 - 2003 учебные года был введен обязательный курс по ОБЖ с 5 по 9 классы, который не предусмотрен в базисном плане, поэтому в отдельных классах программа по предмету «Введение в право» сочетается с программой курса по ОБЖ, то ввели данные курса в интегрированном виде. Была разработана авторская программа с учетом фактора взрослых учащихся, с учетом роста их социального опыта.
Практически данный курс был лекционным, так как учеников подобрать для преподавания в соответствии с данной программой не удалось. Ребятам рекомендовались для приобретения учебники по ОБЖ, а так же учебные пособия Никитина по праву и Соколова «Граждановедение». Для углубленного изучения права в сетке основного расписания выделяется 1 час в неделю и 2
часа внеурочной деятельности. Так же в данных классах в «чистом» виде проходят уроки «Введение в право и ОБЖ, так как изыскана возможность выделить 1 час из вариативной части на курс ОБЖ и 1 час на курс «Введение в право» с целью повышения качества правового воспитания учащихся в данных классах.
Данный правовой курс вводится с 7 класса. Главное в курсе для семиклассников - правовая пропедевтика, а не подробное изложение норм права. Под основу берется программа курса «Основы правовых знаний», предложенная российским фондом правовых реформ. Курс построен с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний.
1) Как устроено наше государство и какова роль человека в этом сложном механизме?
2) Какие права имеют дети?
3) Как поступить когда нарушаются твои права?
В данном курсе особое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и путям их нейтрализации. Данный курс рассчитан на 34 часа. В работе используется учебник для 7 класса «Основы правовых знаний». В учебнике доступно изложены такие важные понятия, как права человека и правовое государство и т.д. Параграфы учебника проиллюстрированы, сопровождены дополнительными вопросами, заданиями, материалом для обсуждения, полезными историческими сведениями. Методический аппарат книги ориентирует учащихся на работу с вопросами и ситуациями, вполне возможными в их повседневной жизни.
В помощь учителю подготовлено тематическое планирование и поурочная методика (автор Суворова).
Приемлемая и эффективная форма работы - это проблемное изложение учебного материала. Изучая данный предмет, открывается обширное пространство для обсуждения различных тем, таких как разница между моралью и правом, эффективность закона.
1) Чередование фронтальных бесед с групповой работой на уроках
2) Комбинирования уроков
3) Уроки-лекции
4) Сообщения
5) Работа с историческими текстами или художественной литературой.
Например:
Тема № 4 «Права детей» (4 часа) + тема № 5 «Ловушки для подростков». Помимо нормативно - правовых актов по данным темам прекрасно можно использовать произведения А. Толстого «Золотой ключик» или басни Крылова.
6) Игровые технологии
Программа для учащихся 8-9 классов «Основы правовых знаний». Цель курса - помочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношениях, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права. Это относительно полный правовой курс, в нем содержится информация обо всех основных отраслях права. Курс рассчитан на 34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе. В работе используются учебники «Основы правовых знаний» для 8-9 классов авторы Володина, Полиектова, состоит из 2 частей. Методический аппарат занимает не менее одной трети от общего объема -различные по уровню сложности вопросы и задания, логические схемы, словарь к каждому уроку. Методика изучения данного курса может быть весьма разнообразной. Это ранее указания:
- комбинированные уроки, уроки - лекции;
- организация практической работы с документами;
- самостоятельная работа учащихся с нормативными актами;
- написание рефератов;
- разбор ситуативных задач;
- составление документов;
- творческие задания.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются активные способы обучения:
А) Создание проблемных ситуаций, ролевые задания.
Например: мы получаем письмо от недовольного потребителя.
Задание: разрешить конкретную ситуацию, связанную с нарушением прав потребителя, используя все законные способы поведения.
Б) Разработка проектов.
В) Игровые технологии (сюжетно - ролевые игры, интеллектуальные, интеллектуально - творческие, деловые игры). Данная форма работы прекрасно помогает как на уроке, так и на внеурочной деятельности. Игра обладает большей эффективностью по сравнению с традиционным уроком, так как позволяет «проиграть учеником социальные роли»
Хотелось бы перечислить функции, которые выполняет в образовательном процессе игра: развлекательная, коммуникативная, диагностическая, социализация и коррекции.
Развлекательная функция игры позволяет решить проблему, которая связана с высокой степенью сложности и абстрактности юридической терминологии и формулировок.
Игра позволяет сделать их доступнее для учащихся: конкретизирует их близкими и понятными для детей примерами из окружающей жизни.
Игра провоцирует стремление к успеху и способна снизить уровень пассивности учеников.
Игра позволяет задействовать всех ее участников в процессе распознания ошибки и ее корректировки.
Игровые технологии позволяют школьникам быстро осваивать дидактику общения и приобретать навыки коллективной деятельности.
Таким образом, главная задача игровых технологий - это формирование навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности.
Отработанные игровые роли (роль избирателя, потребителя, задержанного) способствуют снижению психологического напряжения в аналогичных жизненных обстоятельствах.
Для контроля знаний учащихся можно использовать тесты, кроссворды, проблемные задания и исторические задачи, устные и письменные ответы, сочинения - размышления, соревнования между командами. Для эффективного преподавания права необходимо, чтобы у преподавателей и учащихся были:
1. Учебники
2. Тексты законов РФ с комментариями.
3. Юридические словари и энциклопедии.
4. Практикумы по различным отраслям права.
5. Правовые хрестоматии.
С 7 по 9 классы все ученики классов обеспечены учебниками Володиной
«Основы правовых знаний».
Библиотечные фонды гимназии регулярно пополняются текстами законов РФ, юридическими словарями, учебные пособия Соколов, Никитин «Граждановедение».
Правда, данная категория литературы имеет свою специфику:
Во-первых, нестабильность российского законодательства приводит к тому, что учебники в течение 1 или 2 лет теряют свою актуальность (тема: Трудовое право, уголовное право). А учитель должен постоянно отслеживать изменения, происходящие в законодательстве и искать новейшую информацию.
Во-вторых, недоступность нормативно-правового материала для большинства учащихся. |